Вятский арбат. Алекс Просвирнин
Известно, что имя «Вятка» – краеугольный камень нашей местной культуры, также это основа и региональной идентичности. Этот термин для современного человека, который обладает также национальной, гражданской, профессиональной идентичностями, предполагает ассоциирование себя с жителями определенного региона, характеризует связь, которую ощущает человек с местом жизни. Это и определенный тип личности, сформировавшийся на определенной территории. Проще говоря, это дух региона. Самый простой маркер региональной идентичности, – ответ на вопрос: откуда вы?
Некоторые исследователи рассматривают этот феномен, как определенные ценности и смыслы конкретной локальной общности, формирующие самосознание человека. Важным фактором формирования региональной идентичности выступает история региона, которая интерпретируется и находит свое отражение в конкретных категориях: «великие люди» региона, памятники, промыслы, особые памятные даты, топонимика и т. д.
Сложилась ли региональная идентичность – вятская самобытность? А если да, то как?
Через местоположение – бассейн р.Вятки – Вятский край, Волго-Вятский экономический регион.
Образ изнутри – через самоидентификацию людей со своей территорией – вятчане, вятские люди, с Вятки, «вятские-хватские».
Обыденные и торжественные названия – федеральная трасса «Вятка», фирменный поезд «Вятка», магазины «Вятские просторы», «Вятские народные промыслы», «Семь чудес Вятки» для Президента В.В.Путина , «Сила Вятки» — ежегодный спортивный турнир.
Обогащение топонимики – улица Вятская (три), Вятский Арбат, Вятский посад
Через названия СМИ – сайты «Вятка областная», «Страна Вятская», «Родная Вятка», «Вятка: наследие», «Наша Вятка»; газеты «Вятский край», «Вятский наблюдатель», «Вятская газета»; ГТРК «Вятка», «Вечерняя Вятка» на телеканале «Девятка ТВ».
Через названия организаций — Вятская Епархия, Вятская филармония, Вятский колледж культуры, Вятский государственный университет, Вятская сельскохозяйственная академия, Союз «Вятская торгово-промышленная палата», Вятский электромашиностроительный техникум, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Вятское художественное училище имени А.А.Рылова и мн. др.
Через названия товаров и продуктов — «Вятский мёд», «Вятский хлеб», «Меха Вятки», «Вятский лес», «Вятский квас», молочные продукты «Вятушка», хлебобулочные изделия «Вятская рожь» и мн. Др.
Самоидентификация субъекта РФ – исторический герб и флаг:
Герб Кировской области основан на историческом гербе Вятской губернии и представляет собой геральдический щит с соотношением ширины к высоте 8:9.
Описание щита гласит: «В золотом поле выходящая из лазоревых облаков рука в червленой одежде, держащая червленый натянутый лук с червленой стрелой.
Идентификация региона с природными объектами:
Бассейн реки Вятка – Вятская земля, Вятский край. Город Вятка стоит на семи холмах
Холмистая местность вятского региона — «Вятские увалы» — ФБУ центр реабилитации фонда социального страхования Российской Федерации.
Культурные и экономические доминанты:
Русские художники — Аполлинарий Михайлович и Виктор Михайлович Васнецовы, писатель Александр Степанович Грин, композитор Петр Ильич Чайковский, архитектор Иван Аполлонович Чарушин, великий русский оперный и камерный певец Федор Иванович Шаляпин, Бакулев Александр Николаевич — ученый-хирург, Бехтерев Владимир Михайлович – выдающийся психиатр-физиолог.
Международный музыкальный фестиваль «Вятская весна», Всероссийский Васнецовский пленэр, Всероссийский фестиваль авторской песни «Гринландия», Всероссийский Великорецкий крестный ход.
Бренды: вятский лес, вятские меха, «Вятка-автомат», вятская Дымковская игрушка.
История Вятского края:
Вятский край исторически длительное время оставался далекой окраиной Русского государства.
На Вятской земле не было крепостного права. Формой политического правления в Вятской земле до 1489 г. была Вятская вечевая республика во главе с земскими воеводами, ватаманами, подвойскими.
Здесь формировалась своя культура, образ жизни, быт, обычаи, нравы, разговорная речь.
Вятский край исторически сложился, как многонациональный регион. С глубокой древности на берегах реки Вятки русские переселенцы мирно жили бок о бок с племенами коми (зырян, пермяков), мари (черемисов), удмуртов, татар.
Совместное проживание на одной территории разных национальностей наложило свой отпечаток и взаимопроникновение русской культуры и культуры коренного населения – марийцев, удмуртов, татар, чувашей, коми – народностей угро-финского и тюркского происхождения.
В чём выражается вятская самобытность?
Вятский говор:
Вятский говор значительно отличался, и в настоящее время отличается от разговорного языка центральных и южных районов России и от общепринятого литературного языка. Своеобразная лексика, построение фраз, произношение слов «особливо у простолюдинов употребительные», давно привлекли внимание краеведов и ученых.
Одной из главных отличительных особенностей вятского говора является «оканье», в отличие от «акающего» языка центральных и южных областей России. В литературном языке безударный звук «о» произносится как краткое «а».
Множество других особенностей, отличий, отклонений от литературного русского языка просматривается в ярких примерах вятского народного говора.
Вятские говоры представляют собой бесценный источник сведений о быте и культуре вятских людей по истории Вятского края, как предмет научных, этнографичес-ких, фольклорных и социологических исследований.
Этнос региона — вятские, вятчане.
Жители города Вятки и Вятской земли с древних времён по настоящее время называют себя вятскими, вятчанами.
Первый историк и краевед Вятской земли Александр Иванович Вештомов в своём труде «История вятчан» (1805 г.) даёт такое им определение:
«Вятчане – это молодое племя россиян, из первых новгородских поселенцев на реке Вятке, на самом стыке между Вотской и Черемисской землёй, и прозвавшееся так для отличия от прочих россиян, вятичей и вотяков. Вятчане имеют много сходного меж собой (наречие, вид, одеяние) в отличие от жителей других уездов. Они малорослы, более других набожны, добродетельны, человеколюбивы и друг к другу доброжелательны».
Вятская культура:
Многонациональность народностей Вятской земли создала богатое по своему многообразию вятское народное творчество и прикладное искусство, отражающее уклад жизни, мировоззрения, идеалы и принципы, выраженные в песнях, частушках, поэзии, преданиях, сказках, эпосе, народной музыке.
Вятская культура, включающая в себя национальную историю, фольклор, промыслы разных народностей, проживающих на территории области, являет собой уникальное явление.
Сохранение и развитие своей региональной идентичности – это пусть к процветанию региона, сохранению его уникальной культуры для потомков. Это большие возможности для развития сферы туризма, народных промыслов, укрепления социальных связей. Все это недостижимо без возвращения имени «Вятка» нашего городу.
Нина Семеновых