Электронная почта
vyatka1374@yandex.ru

Вклад вятчан в развитие культуры

23 октября 2021

Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя научно-исследовательского Центра регионоведения КОУНБ им. А.И. Герцена, доктора исторических наук, профессора — Судовикова Михаила Сергеевича на IV Всероссийской научно-просветительской конференции «Вятка: возвращение имени», 25.02.21 г.

Уважаемые участники конференции! Начать мне хочется с того, что история Вятки неотделима от истории России, можно взять любой период в истории Российского государства, и в этом периоде мы увидим неизгладимый, яркий вятский след.

На развитии местной культуры сказывались многие факторы, в том числе и географическое положение территории. Вятская земля находится на перекрестке различных культур – культуры христианской и мусульманской, находится на перекрестке различных историко-культурных ландшафтов – Севера и Поволжья, центра России и Урала с Сибирью.

Не будем забывать, что Вятская земля была близка к крупному университетскому центру – к городу Казани. И поэтому Казань оказывала тоже большое влияние на культурное становление города Вятки и Вятской губернии в целом.

Вятка имела очень тесные экономические связи с Нижегородской ярмаркой. Любая ярмарка – это не только место торговли, это и культурная составляющая. Нижегородская ярмарка славилась, например, своей книготорговлей, и один из значимых больших путей проникновения книг на Вятскую землю шёл именно через Нижний Новгород. Потом любая ярмарка – это и показ театрализованных представлений. Благодаря этому вятские купцы привозили лучшие культурные практики в свою родную губернию и в свой родной город.

На развитии культуры Вятского края сказывался и многонациональный состав населения. Как раз на перекрестке различных культур очень часто появляются новшества, формируется самобытность, так как культуры разных народов обогащаются благодаря взаимному влиянию. И то, что Вятская земля изначально формировалась как многонациональная территория, это всё способствовало созданию неповторимой, самобытной вятской культуры.

Нужно сказать и о развитии местного образования. В Вятской губернии было два учебных заведения, которые имели общероссийское значение. И не случайно, когда Александр I в 1824 году приезжал в город Вятку, его повели в гимназию с тем, чтобы он познакомился с лучшим учебным заведением Казанского учебного округа.

Мы знаем, что Вятская гимназия в разные периоды дала России многих замечательных деятелей науки и культуры. И имена археолога Александра Андреевича Спицына (1858–1931), врачей Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927), Александра Николаевича Бакулева (1890–1967) говорят сами за себя.

В Вятке было еще одно учебное заведение, которое способствовало развитию российской культуры, становлению науки, развитию духовности – это Вятская семинария, основанная в 1735 году. В ней учились действительно замечательные сыны Отечества, деятели российской культуры. Возьмем, например, Ермила Ивановича Кострова (1755–1796), чей юбилей отмечался в прошлом году. Костров известен как поэт, которого ценил Александр Сергеевич Пушкин как переводчика древнегреческих и римских произведений, как переводчика «Илиады» Гомера.

Среди воспитанников Вятской духовной семинарии можно назвать Константина Алексеевича Неволина (1806–1855), стоявшего у истоков русской юридической науки. Человек тоже очень известный, профессор. Среди воспитанников Вятской духовной семинарии был художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), человек, который своими произведениями ярко выразил русский национальный характер, красоту природы России, в том числе и Вятского края. Все эти люди произрастали здесь, на Вятской земле, и о них, естественно, мы должны помнить.

Наличие в Вятской губернии первогильдейского купечества тоже очень важный фактор в развитии культуры, потому что купцы были и выдающимися меценатами. Известно, что Яков Алексеевич Прозоров открыл первый театр в нашем городе, это был частный театр – «Театр Якова Прозорова».

А если взять на общероссийском уровне, то представители купечества Вятской губернии были в числе учредителей Московского общедоступного театра, будущего МХАТа. Это купец Константин Капитонович Ушков из Елабуги, знакомый К.С.Станиславского, братьев Саввы и Сергея Тимофеевичей Морозовых.

Мы можем говорить и о влиянии ссыльных на развитие вятской культуры. Библиотека, в которой мы с вами находимся, была открыта при активном участии Александра Ивановича Герцена, произнесшего во время её открытия замечательную речь, ставшую гимном книге.

Можно вспомнить Александра Лаврентьевича Витберга, архитектора, который проектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Витберг внёс в вятскую архитектуру новые стилевые смыслы. Возьмем тот же Александро-Невский собор, который сочетал в себе и византийский, и готический стили. Ссыльные довольно часто привносили много ценного для развития культуры.

В Вятском крае культура всегда была самобытной, была народной, потому что подавляющая часть населения Вятской земли – это крестьяне, которые были носителями традиционной культуры, которая основывалась на православной вере, на крепости семьи. И поэтому устои народной культуры здесь сохранялись, несмотря на все войны, несмотря на революции. Глубинный смысл, глубинный код народной культуры сохранялся и в советский период, хотя, естественно, появлялись и новые ценности.

Вклад вятчан в развитие культуры России невозможно оценить в математических единицах, потому что этот вклад оценивается прежде всего в людях и их неповторимых мыслях и деяниях. Несмотря на то, что 2020-й год был для всех нас весьма сложным – пагубная коронавирусная инфекция ограничивала нашу деятельность, но преодолевать различные трудности позволяет историческая память.

В 2020-м году, несмотря на все проблемы и невзгоды, мы все-таки сумели провести в библиотеке им. А.И.Герцена конференцию под названием «Вятчане в истории России». И таким образом мы отметили исторические события, связанные с юбилеями и Ермила Ивановича Кострова, и вятского уроженца, не будем об этом забывать, – Петра Ильича Чайковского (1840–1893), и известного фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова (1870–1941), и этот ряд можно долго продолжать.

В 2020-м году в библиотеке им. А.И.Герцена был создан очень ценный и интересный интернет-ресурс, который называется «Вятчане на карте России и мира». Он рассказывает о биографиях выдающихся земляков, которые оставили глубокий след в истории не только российского государства, но и на мировом уровне. Этот ресурс постоянно пополняется благодаря нашим историкам, краеведам, представителям духовенства. Он объединяет различные круги, людей разных возрастов и объединяет своей любовью к малой Родине.

2021-й год нам тоже даёт много замечательных дат, которые связаны с людьми, значимыми для истории вятской культуры, и которые составляют силу, красоту, самобытность и российской культуры.

Мы вспоминаем о Василии Ефимовиче Субботине (1921–2015), замечательном поэте, фронтовике, человеке, который участвовал в Берлинской операции и был свидетелем последних дней Великой Отечественной войны.

Василий Ефимович оставил нам замечательное литературное произведение, которое является и исторической хроникой, и важным источником для научных сотрудников. Это произведение «Как кончаются войны». В этом году у нас юбилеи Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933), Владимира Николаевича Крупина, родившегося 7 сентября 1941 года, – людей самобытных, которые всем своим творчеством воплощают лучшие черты русского национального характера.

Такие люди олицетворяют славу российской культуры, а Вятской земле поистине есть кем гордиться.

Вклад вятчан в развитие культуры

23 октября 2021

Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя научно-исследовательского Центра регионоведения КОУНБ им. А.И. Герцена, доктора исторических наук, профессора — Судовикова Михаила Сергеевича на IV Всероссийской научно-просветительской конференции «Вятка: возвращение имени», 25.02.21 г.

Уважаемые участники конференции! Начать мне хочется с того, что история Вятки неотделима от истории России, можно взять любой период в истории Российского государства, и в этом периоде мы увидим неизгладимый, яркий вятский след.

На развитии местной культуры сказывались многие факторы, в том числе и географическое положение территории. Вятская земля находится на перекрестке различных культур – культуры христианской и мусульманской, находится на перекрестке различных историко-культурных ландшафтов – Севера и Поволжья, центра России и Урала с Сибирью.

Не будем забывать, что Вятская земля была близка к крупному университетскому центру – к городу Казани. И поэтому Казань оказывала тоже большое влияние на культурное становление города Вятки и Вятской губернии в целом.

Вятка имела очень тесные экономические связи с Нижегородской ярмаркой. Любая ярмарка – это не только место торговли, это и культурная составляющая. Нижегородская ярмарка славилась, например, своей книготорговлей, и один из значимых больших путей проникновения книг на Вятскую землю шёл именно через Нижний Новгород. Потом любая ярмарка – это и показ театрализованных представлений. Благодаря этому вятские купцы привозили лучшие культурные практики в свою родную губернию и в свой родной город.

На развитии культуры Вятского края сказывался и многонациональный состав населения. Как раз на перекрестке различных культур очень часто появляются новшества, формируется самобытность, так как культуры разных народов обогащаются благодаря взаимному влиянию. И то, что Вятская земля изначально формировалась как многонациональная территория, это всё способствовало созданию неповторимой, самобытной вятской культуры.

Нужно сказать и о развитии местного образования. В Вятской губернии было два учебных заведения, которые имели общероссийское значение. И не случайно, когда Александр I в 1824 году приезжал в город Вятку, его повели в гимназию с тем, чтобы он познакомился с лучшим учебным заведением Казанского учебного округа.

Мы знаем, что Вятская гимназия в разные периоды дала России многих замечательных деятелей науки и культуры. И имена археолога Александра Андреевича Спицына (1858–1931), врачей Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927), Александра Николаевича Бакулева (1890–1967) говорят сами за себя.

В Вятке было еще одно учебное заведение, которое способствовало развитию российской культуры, становлению науки, развитию духовности – это Вятская семинария, основанная в 1735 году. В ней учились действительно замечательные сыны Отечества, деятели российской культуры. Возьмем, например, Ермила Ивановича Кострова (1755–1796), чей юбилей отмечался в прошлом году. Костров известен как поэт, которого ценил Александр Сергеевич Пушкин как переводчика древнегреческих и римских произведений, как переводчика «Илиады» Гомера.

Среди воспитанников Вятской духовной семинарии можно назвать Константина Алексеевича Неволина (1806–1855), стоявшего у истоков русской юридической науки. Человек тоже очень известный, профессор. Среди воспитанников Вятской духовной семинарии был художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), человек, который своими произведениями ярко выразил русский национальный характер, красоту природы России, в том числе и Вятского края. Все эти люди произрастали здесь, на Вятской земле, и о них, естественно, мы должны помнить.

Наличие в Вятской губернии первогильдейского купечества тоже очень важный фактор в развитии культуры, потому что купцы были и выдающимися меценатами. Известно, что Яков Алексеевич Прозоров открыл первый театр в нашем городе, это был частный театр – «Театр Якова Прозорова».

А если взять на общероссийском уровне, то представители купечества Вятской губернии были в числе учредителей Московского общедоступного театра, будущего МХАТа. Это купец Константин Капитонович Ушков из Елабуги, знакомый К.С.Станиславского, братьев Саввы и Сергея Тимофеевичей Морозовых.

Мы можем говорить и о влиянии ссыльных на развитие вятской культуры. Библиотека, в которой мы с вами находимся, была открыта при активном участии Александра Ивановича Герцена, произнесшего во время её открытия замечательную речь, ставшую гимном книге.

Можно вспомнить Александра Лаврентьевича Витберга, архитектора, который проектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Витберг внёс в вятскую архитектуру новые стилевые смыслы. Возьмем тот же Александро-Невский собор, который сочетал в себе и византийский, и готический стили. Ссыльные довольно часто привносили много ценного для развития культуры.

В Вятском крае культура всегда была самобытной, была народной, потому что подавляющая часть населения Вятской земли – это крестьяне, которые были носителями традиционной культуры, которая основывалась на православной вере, на крепости семьи. И поэтому устои народной культуры здесь сохранялись, несмотря на все войны, несмотря на революции. Глубинный смысл, глубинный код народной культуры сохранялся и в советский период, хотя, естественно, появлялись и новые ценности.

Вклад вятчан в развитие культуры России невозможно оценить в математических единицах, потому что этот вклад оценивается прежде всего в людях и их неповторимых мыслях и деяниях. Несмотря на то, что 2020-й год был для всех нас весьма сложным – пагубная коронавирусная инфекция ограничивала нашу деятельность, но преодолевать различные трудности позволяет историческая память.

В 2020-м году, несмотря на все проблемы и невзгоды, мы все-таки сумели провести в библиотеке им. А.И.Герцена конференцию под названием «Вятчане в истории России». И таким образом мы отметили исторические события, связанные с юбилеями и Ермила Ивановича Кострова, и вятского уроженца, не будем об этом забывать, – Петра Ильича Чайковского (1840–1893), и известного фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова (1870–1941), и этот ряд можно долго продолжать.

В 2020-м году в библиотеке им. А.И.Герцена был создан очень ценный и интересный интернет-ресурс, который называется «Вятчане на карте России и мира». Он рассказывает о биографиях выдающихся земляков, которые оставили глубокий след в истории не только российского государства, но и на мировом уровне. Этот ресурс постоянно пополняется благодаря нашим историкам, краеведам, представителям духовенства. Он объединяет различные круги, людей разных возрастов и объединяет своей любовью к малой Родине.

2021-й год нам тоже даёт много замечательных дат, которые связаны с людьми, значимыми для истории вятской культуры, и которые составляют силу, красоту, самобытность и российской культуры.

Мы вспоминаем о Василии Ефимовиче Субботине (1921–2015), замечательном поэте, фронтовике, человеке, который участвовал в Берлинской операции и был свидетелем последних дней Великой Отечественной войны.

Василий Ефимович оставил нам замечательное литературное произведение, которое является и исторической хроникой, и важным источником для научных сотрудников. Это произведение «Как кончаются войны». В этом году у нас юбилеи Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933), Владимира Николаевича Крупина, родившегося 7 сентября 1941 года, – людей самобытных, которые всем своим творчеством воплощают лучшие черты русского национального характера.

Такие люди олицетворяют славу российской культуры, а Вятской земле поистине есть кем гордиться.