Андрей Павлович Драченков – Вятские

Авторский проект «Вятская азбука»

«Студии каллиграфии» историко-краеведческого клуба «Мир»

Драченков Андрей Павлович – художник-каллиграф, автор проекта «Вятская азбука» «Студии каллиграфии» историко-краеведческого клуба «Мир». Андрей родился в г. Кирове в 1967 году. Занимался в Кировской художественной школе, а в 1983 году поступил в Кировское художественное училище, где учился у живописца Вершигорова Петра Саввовича. По окончании училища работал учителем изобразительного искусства в одной из школ города. Отслужив в армии, Андрей Павлович продолжил работу в школе искусств. В 1990 году он поступает в Московский полиграфический институт на художественное отделение. Здесь его педагогами стали Андрей Васнецов и Элеонора Жаренова. На старших курсах Андрей увлекся шрифтом и фотографией. Искусство каллиграфии и шрифт он осваивал у Георгия Ивановича Козубова. Дипломная работа Драченкова Андрея по исследованию почерка Остромирова Евангелия получила премию Эля Лисицкого. На старших курсах института Андрей стал сотрудничать с издательствами как книжный дизайнер, а вернувшись в Вятку, продолжил профессиональные занятия фотографией. Вступил в Союз фотохудожников. В 2000-2001 году получал гранты по линии Министерства культуры за творческие фотопроекты. Художник участвовал в международных фотовыставках. Большой толчок в личном творчестве ему дала проектная деятельность в Вятской православной гимназии. Андрей является призёром городского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Его книга «Великорецкий образ святителя Николая» была признана книгой года в Вятке в 2008 году, а также получила диплом III степени как лучшее иллюстрированное издание в Московской патриархии. С 2000 г. Андрей занимается иконописью. Изучение древней иконы привело его к поиску особого языка в современном искусстве.

Занятия по каллиграфии Андрей Драченков начал проводить, когда при Вятской православной гимназии открылась иконописная мастерская, которая параллельно стала и студией рукописной книги «Буквица». “Каллиграфия – это вершина огромного айсберга под названием письменная культура”, – говорит сам Андрей. Так как диплом Андрея был посвящен первому подчерку Остромирова Евангелия, то художник приступил к занятиям каллиграфией и изучению древних подчерков с ребятами из гимназии. Однако духовник гимназии о. Сергий подарил ему неожиданную тему. Он сказал: «В древности у многих народов было узелковое письмо. Это особый символический язык. В нашей речи сохранились обороты, напоминающие об этом письме. Попробуйте начать с этого». И они начали, да так увлеклись, что целый учебный год плели «словоплетением». В этот период Андрей увлекся рукописной книгой. Каждая работа это выбор материала: бумага, ткань, вощеные доски, береста. Для каждого текста хотелось подобрать свою неповторимую фактуру, которая наиболее правдиво выражает идею. Знакомство со средневековой книгой обязывает не забывать мудрость и высоту предков. Феномен рукописной книги как организма особенно ценен в современном мире, когда в потоке технических новшеств теряется порой что-то очень важное. Сто лет назад в Вятской губернии жил и работал уникальный типограф Лука Гребнев. Он воссоздавал культуру средневековой книги, в которой печатное и каллиграфическое искусство были объединены. Это уникальный пример синтеза многих искусств. Книга как живой организм помогает увидеть в видимом невидимое, а каллиграфия выстраивает руку и сознание.

С 2011 года Драченков А. стал сотрудником историко-краеведческого клуба «Мир». Работает в клубе по настоящее время и руководит «Студией каллиграфии». Андрей Павлович проводит занятия и мастер-классы по каллиграфии с детьми и взрослыми. Он постоянно сотрудничает с областной научной библиотекой им. А.И. Герцена, вятским издательством «Буквица». В 2011 году в выставочном зале областной библиотеки состоялась выставка его работ «Слово и образ. В поисках целого».

Постоянные эксперименты и работа с разными материалами и фактурами в 2011 году привели Андрея к созданию проекта “Вятская азбука”. Проект уникален и не имеет аналогов в России.

Проект «Вятская Азбука» возник как итог длительного сотрудничества, Государственной Универсальной Областной Научной библиотеки им. Герцена, «Некоммерческого партнерства «Издательство Буквица» в «Студии каллиграфии» историко-краеведческого клуба «Мир». Проект “Вятская азбука” – это собрание славянских буквенных композиций, каждая из которых является синтезом народных ремесел, элементов письменной культуры, исторических артефактов и каллиграфии. В буквах заложена историческая память. Это одно из связующих звеньев между поколениями.

И художественная, и концептуальная части проекта являются уникальной авторской разработкой. «Студия каллиграфии» историко-краеведческого клуба «Мир» создает 45 объектов (объемные каллиграфические предметные художественные композиции), букв славянской азбуки (кириллицы), каждая размером 1, 5 м на 1, 3 м. Буква является самодостаточной композицией, своим рисунком, конструкцией, материалом, отражает тот или иной аспект истории и культуры, а также раскрывает свое значение в русской письменной традиции. Уникальность проекта в том, что элементом художественной композиции «Вятской азбуки» являются подлинные, аутентичные вещи из коллекции ИКК «Мир» – образцы русской народной материальной культуры XIX – начала XXвека, а также вновь созданные артефакты на основе прикладных традиций прошлого.

Проект «Вятская азбука» «Студии каллиграфии» историко – краеведческого клуба «Мир» вызывает большой интерес прежде всего с точки зрения новизны и актуальности идеи. Актуальность идеи обусловлена, с одной стороны, ростом национального самосознания в обществе, а, с другой, – нивелированием понятий, определяющих самобытность русской истории и культуры.

По сути 45 буквенных композиций вятской азбуки являются визуализаций в пространственной среде важной для развития региона темы, связанной с возрождением его культурно-исторической памяти. В то же время это осмысление новым поколением основ национальной идеи России на современном этапе.

Следует подчеркнуть, что ценность проектной деятельности по созданию «Вятской азбуки» состоит в обращении его участников к истокам народного искусства, с одной стороны, а, с другой, – к традициям письменной славянской культуры. Они являются важной исторической скрепой на пути обретения своего национального лица в современном мире.

Проект интересен с точки зрения социально значимой задачи, исследовательской, информационной, практической. Проектная деятельность участников направлена на воспитание национально-патриотического сознания у молодого поколения.

Нельзя не сказать и о значимости проекта в аспекте его художественного образа. Очевидна уникальность каллиграфических монументальных композиций, выполненных из тех материалов, которые используются в вятских народных промыслах. Каждая из 45 букв имеет свое неповторимое образное и эстетическое решение, обладает своей смысловой наполненностью.

Исходя из содержания проекта, важно отметить, что его реализация проходит не только на местном, но и межрегиональном уровне.

Ниже представлены результаты проекта “Вятская азбука”

Проект стартовал в 2011 г., после выставки «Студии каллиграфии» «Образ и слово – в поисках целого», которая проходила в выставочном зале Государственной Универсальной Областной Научной библиотеке им. Герцена. Ко Дню города в 2012 году были созданы пять букв – В, Я, Т, К, А. 12 июня силами членов ИКК «Мир» была организована своеобразная «передвижная выставка-шествие», затем буквы украсили Театральную площадь.

Летом “Вятская азбука” экспонировалась в Областном Художественном музее. Данный художественный проект выставлялся в «Вятка-экспо» на ежегодной Православной выставке, а также в Областном краеведческом музее в рамках выставки «Наследие преподобного Трифона», организованной к 400-летию Трифона Вятского. С начала 2013 года постоянно находится в выставочном зале историко-краеведческого клуба «Мир».

Следующим этапом работы стало создание фразы «НАШ ВЯТСКИЙ ГОД» и последующее издание одноименного календаря, где на каждый месяц была представлена одна из букв этой фразы. Проект календаря стал победителем городского Грантового конкурса в сфере туризма, как имеющий яркую социальную направленность и большое культурное значение. В нем задействованы мастера различных традиционных для Вятки промыслов – лоскутного шитья, плетения из соломки и бересты, кружевоплетения, керамики, резьбы по дереву. На каждой странице календаря рассказано о данной букве, ее истории в проекте, а также представлен человек, так или иначе связанный с созданием этой буквы.

В 2014 г. завершилась работа над 10 буквами, а также состоялась масштабная выставка в Международном центре Славянской культуры и письменности в Москве.

В рамках «Конкурса Молодежных инициатив “iВолга” была спланирована работа над проектом в течение 2014 года. Была проведена значительная работа по информированию мастеров народных промыслов и художников, работающих в смежных направлениях о проекте “Вятская азбука” в целях привлечения их к сотрудничеству в работе. Итогом стала областная конференция народных мастеров в городе Кирове и привлечение части из них к работе над “Вятской Азбукой”.

Снят фильм «Вятская Азбука», отснятые материалы были показаны на XXVII Международной книжной выставке-ярмарке в городе Москва в сентябре 2014 года.

В Выставочном зале города Кирово-Чепецка прошла выставка Проекта, которая работала с 17 мая по 11 июня 2014 года. На выставке была представлена часть букв «Вятской азбуки», каллиграфические работы А.П. Драченкова, аутентичные артефакты народной культуры и русской каллиграфической традиции, с которой каждый желающий мог познакомиться в ходе мастер-классов по каллиграфии, проходивших на открытии и на закрытии выставки. Выставку посетило более 2000 человек.

Была организована съемка сюжета в рамках проекта «Вятская азбука», посвященная Дню славянской письменности и культуры.

В мая 2014 года в составе делегации от города Кирова проект «Вятская азбука» был представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Города среднего Поволжья – история и современность», посвященной 430 города Йошкар-Олы в Государственном университете Мари Эл. Результатом выступления стал Диплом данной научной конференции.

В июне 2014 года в рамках празднования 640-летия города проект «Вятская азбука» открывал Торжественный вечер «Вятское сословие» в Областном драматическом театре. На сцене было представлено 9 букв Х Л Ы Н О В Я Т К А. Остальные буквы проекта были выставлены в фойе театра как «Выставка одного дня».

В сентябре 2014 года проект «Вятская азбука», как один из лучших проектов города, был представлен на V Международном форуме инициативных граждан в Театре кукол города Кирова, и получил Диплом форума.

В сентябре того же состоялась поездка в Москву на XXVI Международную выставку-ярмарку в главном выставочном павильоне ВДНХ, где был представлен Проект. Выставка получила высочайшую оценку организаторов и гостей, а также была признана Событием Международной книжной выставки-ярмарки.

В ходе проведения выставки проекта «Вятская азбука» получено большое количество положительных отзывов. Ежедневно по выставке проводились экскурсии. Получено предложение одним из музеев Москвы нам сделать выставку «Вятской Азбуки».

В сентябре 2015 года проект «Вятская азбука» в течение месяца демонстрировался в Вятскополянском историческом музее, получил широкое признание и вызвал большой интерес публики.

В 2016, 2017 годах в День славянской письменности и культуры проект впервые был полностью представлен на большом празднике хоров Вятки на Театральной площади города и у Филармонии.

В 2016, 2017 году проект «Вятская азбука» участвовал в городском фестивале «Мы – славяне». Были проведены мастер-классы по каллиграфии.

Организуются постоянные экскурсии по экспозиции выставки «Вятская азбука» в историко-краеведческом клубе «Мир». Выставка посещается жителями и гостями нашего города, в том числе представителями других стран самых разных возрастов. Выставку посмотрели тысячи человек.

По итогам Проекта можно уверенно сказать – «Вятская азбука» вышла на общероссийский уровень и имеет перспективы быть представленной за рубежом.



Если вам понравилась данная статья,
поделитесь ей, пожалуйста, с друзьями!

Перейти к верхней панели