Недописанный роман об Октавиане Августе – Вятские

Недавно писал о своём отце. Не устану благодарить за то, что он способствовал моей любви к истории, особенно к античности (поэтому смех вызывают утверждения, что в рабочих семьях не прививают любовь к знаниям). Говоря об отце, не указал одну вещь. Он всегда учил: «Начал дело – доведи до конца». Не всегда выполнял этот совет.  Один из таких примеров, недописанный роман об Октавиане Августе и римских мореходах.

 


Писать я начал рано. В январе 1987 г., находясь в больнице, стал писать стихи: про индейцев и римлян. В марте 1987 г. я начал писать свою первую книгу. Про индейцев. Закончил её примерно год спустя – в начале 1988 г. Потом я её переписал. Но в целом она не удалась.
Сложно сказать, что побуждает человека к творчеству. Причин много. Видимо, и просто потребность выражения мыслей, простого самовыражения. Не исключено, что и ещё ряд обстоятельств.
Касательно моей ситуации, интересное объяснение в своих работах дал Ф. Ницше, указав на то, что когда человек часто болеет, он стремится к творчеству, стараясь вместо окружающей скорби создать нечто прекрасное (а грустного тогда хватало, и распавшаяся семья, я тогда много начал лежать в больницах, да и началась эпоха гласности, ломавшая устоявшиеся представления). Хотя были и другие причины. Это друзья.

Мы в то время много читали, сидя на дворах после игры в футбол или индейцев, обсуждали прочитанные книги. Кто-то рассказывал свои придуманные истории. Разумеется, было и другое: многие мои товарищи ездили с родителями по стране, целыми днями пропадали на речке, ходили в лес, играли в футбол, а зимой в хоккей. Кто-то мастерил разного рода поделки, благо и таких кружков было много. В общем, у нас было детство. Настоящее советское детство! И творчество – один из элементов детства.
Таким образом, было много причин для того, чтобы писать.
Мой лучший друг дал совет: «Пиши про то, что знаешь. Пиши про римлян и греков!». А античностью я всё-таки увлекался чуть не с 7 лет. По крайней мере считаю, что с 1980-го года, когда отец сводил меня на фильм «Битва за Рим». Правда там уже было раннее Средневековье. Но ведь в 6-7 лет это было непонятно. В любом случае, к античности тянуло. Тем более что и в самом Чепецке были хорошие библиотеки и замечательные книги по Греции и Риму.Как здесь не вспомнить, например, превосходную историю Древнего Рима Н.А. Машкина, которая была аж в детской библиотеке. Но ведь были и другие книги – исторические романы Л.Ф. Воронковой, А.И. Немировского, например. Или роман Р. Джованьоли «Спартак». Много литературы было и в городской библиотеке.В основном учебники по истории Древней Греции Рима. Кроме того, что-то можно было заказать по Межбиблиотечному абонементу.
С сюжетом определился быстро. Очень нравился

римский император Октавиан Август, поэтому решил написать роман из его времён. Лучший друг даже подкинул идею сюжета. И началась работа. Сам он писал в это время тоже книгу. И вот мы зачитывали друг другу отрывки из своих книг, что-то обсуждали.

Помню, как порой провожая друг друга до рынка и городской библиотеки  (жили от них примерно на одинаковом расстоянии) по долгу обсуждали какие-то сюжеты. Подкидывали какие-то идеи и ещё некоторые из друзей.
Вдохновляющее подействовало и знакомство в 1988 г. с учителем истории Буковым Анатолием Акимовичем и его женой Лидией Васильевной. Анатолий Акимович сам писал роман о Смутном времени и я мог воочию наблюдать труд писателя.
Книгу я как раз писал в уже начавшем бурлить 1989 году. Время действительно было бурным, противоречивым. Но это не мешало творчеству, хотя и приходилось много читать тогда по истории страны.
Примерно к лету 1991 г. книга была написана. Однако как часто бывает, я решил переработать её, добавив продолжение и изменив окончание. И начало 1992 г. я с одной стороны готовился к вступительным экзаменам, а с другой – переписывал свою книгу. Даже надеялся, что впоследствии, во время учёбы в Кирове, работа продолжится.
Но… в сентябре 1992 г. работа остановилась.
Я поступил в пединститут, дальше пошла учёба. Весь первый год я ездил из Чепецка в Киров ежедневно. Ситуация продлилась и в начале второго курса. И книга оказалась отложенной.  А потом нахлынули другие дела. К сожалению, разошлись пути и с лучшим другом, фактически вдохновлявшим на творчество. Историей античности занимался в Кирове, но свою книгу о римлянах забросил.
Теперь очень понимаю, что зря. Занимаясь творчеством, можно было бы решить ряд проблем, которые тогда волновали в юности. Например, молодых людей порой давит чувство одиночества, ненужности. Через творчество данную задачу можно было бы решить.
Но рядом не оказалось людей, которые как-то бы поддержали в той ситуации. Один авторитетный (тогда) для меня человек вообще отговорил писать романы, заявив, что это никчёмное дело. Увы… Человек порой живёт неподлинной жизнью, когда слушает других.
На долгие годы книга была отложена…
Но к счастью, она сохранилась, несмотря на то, что многие бумаги были утеряны. А лет 5 назад идея написать книгу стала всё более нарастать. Отчасти вдохновили на это знакомые историки (в т.ч. и античники) из Москвы и Барнаула.
Полностью нет возможности пока работать над книгой т.к. на первом месте стоят другие планы. Но пока решил набирать текст с учётом старых записей из тетрадок, обдумывая какие-то детали. По возможности собираю материал. Кое-что было написано и об Октавиане Августе.
Пролистывая книгу, словно погружаюсь в атмосферу страшного 1991 года, когда я начал переписывать книгу. Даже какие-то элементы рукописи словно несут отпечаток того времени. Более того, возникает ощущение, что общаешься с людьми, которые были рядом в далёких 1988-1992 гг. Ведь текст, что написан тогда, читался им, обсуждался с моими друзьями…
Что примечательно, мои описания главных героев в книге, потом повторялись отчасти и со мной самим в жизни. Словно в книге отчасти было заложено будущее.
Год назад совершенно случайно обнаружил и карту, которую составил к своей книге. Считал её утерянной, но она нашлась…
Зачем же писать роман, когда более занят другими делами? Всё-таки это обращение к прошлому (своеобразное «вечное возвращение» у Ф. Ницше). И к своему детству, и к прекрасному миру античности.

А детство и античность – это одни из тех внутренних ресурсов (если говорить языком психологии), что очень поддерживают, вдохновляют… Особенно, конечно же, античность. Мир, который сопровождает чуть не всю жизнь. От чуть не дошкольных лет (исторические фильмы с отцом) и до нынешних (чтение книг по античности, а также тех авторов, что вдохновлялись античностью – В. Шекспир, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, А. Тойнби, А.С. Панарин и многие другие).
Кроме того, это ещё и выполнение совета моего отца: «Начал дело – доведи до конца».

 



Если вам понравилась данная статья,
поделитесь ей, пожалуйста, с друзьями!

Перейти к верхней панели