Наши достопримечательности — Вятские

 

Ибо с достопримечательностями в Кирове хорошо!

Город Вятка известен с 13 века, причем первоначально он назывался Хлынов. История у этих мест, как отмечал еще Костомаров, весьма темная, и все знания о прошлом Кирова легко подвергаются сомнению. Например, есть версия, что в 14-15 веках тут была вечевая республика, причем вече играло роль местного самоуправления, князь же обитал в городах, с которыми Вятка имела вассальный союз (вроде Нижнего Новгорода). Помимо трех русских названий, город имеет и 3 иноязычных — Науграт (марийское), Колын (татарское), Колло (бесермянское), что немудрено — от Вятки во все стороны, кроме северо-запада, лежали земли иных народов: марийцев, татар (причем Вятка застала еще Казанское ханство), бесермян, коми… Словом, история у города не может не быть богатой… И оставила она не так мало.

Вятский кремль, известный как Хлынов (название дает повод высказаться многим острословам, так как «хлын» — значит «вор», «мошенник», «лодырь», то есть кремль Вятки для современников звучал как «им. Воровского»), до наших дней не дошел. Стоял он на горе, а под горой, в 1580 году расположился Трифонов монастырь, основанный Трифоном Вятским, миссионером, а ныне покровителем вятской земли. Ансамбль этого монастыря не уступает многим кремлям.

Вот два вида на монастырь из бывшего Хлынова:

 

Постройки монастыря все относятся к концу 17 — началу 18 века, и не позднее 1760-х годов. Поэтому ансамбль Трифонова монастыря весьма целостен, и в его постройках отчетливо прослеживаются элементы «вятского барокко» (о котором будет отдельная статья).

Успенский собор (1684-89, позже не раз перестраивался) — центральный храм монастыря.

 

Обязательно надо зайти внутрь — убранство собора великолепно! Поражает его иконостас, во всю высоту собора и сложнейшей резьбы. В Киров стоит приехать даже ради одного этого, восьми ярусного иконостаса!

Вход в монастырь через надвратную Никольскую церковь (169-95) с настоятельским корпусом (1719), в которых уже присутствуют элементы «вятского барокко».

 

Между воротами и собором — отдельно стоящая колокольня:

Чуть поодаль — Трехсвятительская церковь (1714)

За успенским собором — деревянная часовня Трифона Вятского

Часовня называется «надколодезной», но святой источник не внутри часовни, как обычно, а за ней. Источник святой.

По разные стороны от собора расположены два корпуса 1740-60-х годов

На этом кадре видна лестница — по ней можно выбраться на набережную Грина, сначала на площадь с Вечным огнем и смотровой площадкой:

В основном же набережная Грина такая — узкий карниз, защищенный бордюром:

 

Но прогуливающихся на ней много, возможно потому, что я был в воскресение. Напротив набережной расположена «та самая» Дымковская слобода, в которой развился знаменитый промысел глиняной игрушки.

Набережная приводит в Александровскiй садъ, как написано на его воротах. Здесь ее прерывает глубокий Раздерихинский овраг, на стрелке которого стоит беседка. Вся ли она деревянная, или только облицована деревом, сказать не могу.

В глубине парка — другая беседка, более капитальная.

К парку примыкает Феодоровский храм.

Заканчивается набережная Грина, бизнес центром «Кристал»

На том же берегу, где парк воздвигнуты скульптуры муромских святых благоверных князей Петра и Февронии и чудотворцу Трифону вятскому, который ныне является покровителем города.

 

К парку примыкает Спасо-Преображенский монастырь.

Центр Вятки красив, хотя и очень эклектичен. Тут много и особняков 19 — начала 20 века, и деревянных домов (в том числе модерна), и советских зданий (с парой весьма качественных сталинок). В последнее время в центре стало очень много новоделов, некоторые из которых весьма приятны. Ближе к Вятке ими застраивают целые улицы (видимо, на месте частного сектора), и возможно, скоро помимо «вятского барокко» появится и «вятский гламур» — по крайней мере стиль большинства новоделов узнаваем, такая гламурная псевдоготика.

Если идти от Александровского сада прямо, то выйдешь к церкви Рождества Иоанна Предтечи (1717). Это — то само вятское барокко. Храмы этого стиля — шедевры минимум общероссийского значения. Помимо этой церкви, также храмы в Пасегово и Порошино, и по ним будут отдельные страницы.

В церковь нужно зайти. Бесстолпный зал, иконостас, росписи, нарисованные окна, в которые видны библейские сцены — все это можно разглядывать очень долго.

Не смотря на очень хорошую, колоритную и целостную «городскую» среду, «историческая» среда в Кирове сохранилась фрагментарно. Обычно туристам показывают улицу Дрелевского, где старинных построек больше всего. Вот она:

 

Современные здания подбираются вплотную. В Кирове много современных построек.

Восстанавливаемый Спасский собор.

 

 

И Приказная изба начала 18 века — типичные «палаты». За ней, в низине, Трифонов монастырь.

В Приказной избе расположен очень маленький, но богатый музей вятских народных промыслов — дымковской игрушки, кукарского кружева, плетеных изделий, а еще изделий (статуэток, посуды) из капа — нароста на дереве, имеющего очень красивую фактуру. Без этого музея знакомство с Вяткой нельзя считать полным.

В целом же старинный Киров стоит того, чтобы по нему гулять. Стоит пройтись по улицам Дрелевского, Карла Маркса, Ленина, многим другим — найдете много всего: старинные ротонды и постройки по типу польских костелов, паровоз с семафором, установленный на Карла Маркса, отдельные весьма неплохие современные здания, и огромное количество весьма курьезных вывесок (по их числу Киров из всех виденных мной городов явно лидирует).

В целом, как уже было сказано, этот фотоотчет не претендует на полноту, это как бы путеводитель по городу. В следующих статьях речь пойдет о барочных церквях, и о двух главных пригородах Кирова — Кирово-Чепецке и Слободском, куда также стоит съездить.


 


Если вам понравилась данная статья,
поделитесь ей, пожалуйста, с друзьями!

Перейти к верхней панели