Народные промыслы — Вятские

На Вятке зародились и развивались более 70 видов народных промыслов и ремесел. В настоящее время из них сохранились основные:

 

Все они приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом.
Каждый промысел имеет свою историю возникновения и развития.
Дымковская глиняная игрушка — один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражает быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Зародился промысел в Вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, изготовленные к ежегодному весеннему празднику Свистунья, проводимому в честь убиенных в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
Изготовляли игрушку в Дымково целыми семьями. Летом заготавливали глину, а с осени до весны лепили, белили и красили. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, в которых преобладают красный, синий, желтый и зеленый цвета. Дымковская игрушка стала своеобразным символом города Кирова. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую и Филимоновскую.
Мастерская, где рождается дымковская игрушка, — это целый мир, для каждой мастерицы свой и каждая авторская работа неповторима от лепки и до росписи. По сей день она изготавливается в ручную.
Сохранением древнего вятского промысла занимаются мастерицы творческого объединения «Дымковская игрушка» (свыше 40 человек) и предприятия «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Елена Пасынкова, Галина Фрейман, Анна Якимова). Сегодня мастерицы используют сусальное золото и заменитель драгоценного металла — поталь. Им пользовались и дымковчанки в далеком прошлом.
В 2003 году дымковская игрушка «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» получила золотую медаль и стала лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». В 2005 году дымковская игрушка была представлена на Всемирной выставке в Японии. А с 2007 года игрушка находится в постоянно действующей экспозиции в художественном салоне Риги. В наши дни дымковский промысел продолжает жить и развиваться.
Вятская матрешка выпускается в Кировской области на предприятиях ЗАО «Сувенир» (г.Киров), и ЗАО «Вятский сувенир» (г.Нолинск) около 75 лет. Ее отличает историческая самобытность и ручная роспись. За 75 лет в производстве матрешки мало что изменилось: стали лишь другими красители, появились новые авторские работы. И все же большую часть продукции выпускают такой же, как и в артели 30-х годов: ручная роспись по липовому «белью». «Бельем» в матрешечном промысле называют белую, выточенную на станке заготовку будущей матрешки. Все остальные процессы — грунтовка, лакировка, шлифовка — тоже остались ручными. Автоматы за это время «освоили» только одну операцию: вырезать из березы самых мелких куколок. Но и они приобретают свои сарафаны благодаря рукам художниц. За эту ручную роспись и пользуется Вятская матрешка особым спросом в Москве и Санкт-Петербурге, откуда с зарубежными гостями разъезжается по разным странам и континентам.
Кукарское кружево — вятское коклюшечное кружево — один из русских народных художественных промыслов возник в слободе Кукарка Вятской губернии (в настоящее время — г.Советск Кировской области) в начале XVIII века. В 1888 в Кукарской волости было 2 тыс. кружевниц. В 1893 году губернским земством в Кукарке открыта школа кружевниц (в настоящее время — «Индустриально-педагогический колледж в городе Советске»).
Город Советск еще в прошедшем веке был известен как центр кружевоплетения. Слава о его ремесле перешагну­ла границы России. На протяжении веков назывался город Советск слободою Кукаркою. Поэтому и кружево получило назва­ние «кукарское».
Кружевоплетение в России насчитывает немногим более трех столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кру­жево называют молодым видом искусства. Но несмотря на это, как ни в одной другой стране мира, в России оно и сейчас отличается большим разнообразием.
Одинаковые орудия труда у масте­риц, общие приемы плетения, а плетут в каждой области по-своему. И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское, и наше — кукарское, или советское, вятское. Отличаются кружева друг от друга художественными приемами.
Одним из самых главных отличий вятского кру­жева считается разнообразие переплетений в одной вещи, ко­торые придают изделию ажурность, легкость и красоту.
Ткачество среди вятского народного искусства занимает особое место. В условиях существования традиционной культуры текстиль был частью образа жизни, повседневного и праздничного быта народа. Ручное узорно-ремизное ткачество было широко распространено в Вятской губернии. Ткачеством занимались в каждом дворе. Из льна, шерсти, хлопка хозяйки ткали для себя и на продажу повседневную и праздничную одежду, половики, полотенца, скатерти, покрывала. Постепенно ручное ткачество становится малодоходным промыслом, уступив фабричным тканями другого вида рукоделия. В ХХ веке тканными в ручную остались лишь половики.
Однако в настоящее время появились художественные мастерские и специалисты особой квалификации, знающие технику ручного узорно-ремизного ткачества и применяющие ее в создании ковров, гобеленов, коллекций одежды, традиционной народной игрушки.
Капокорешковый промысел, единственный в своем роде, в XIX веке основан вятскими мастерами в результате кропотливой работы с деревом, изучения его свойств, выявления самобытного рисунка древесины. Кап (плотный нарост на корнях березы) хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Однако работа с ним сложна, требует вдвое больше времени и умения, поэтому цены на изделия из капа и в настоящее время держатся неизменно высокими. Сегодня шкатулки из капокорня с секретом и без, различных форм и размеров производят только на кировском предприятии «Идеал Плюс». Совершенствуется технология, меняется мода, стиль времени, но неизменными остаются лишь сам материал — капокорень и умельцы, мастера-каповщики.
Гончарство, как ремесло, зародилось на Руси в IX веке в период становления и развития городов. Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием, выделялись две категории форм: горшки и чаши небольших размеров. Свою посуду вятские гончары клеймили, что свидетельствовало о переходе гончарства к мелкотоварному производству. Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми: горшки, миски, пложки, тарелки, мерники, рукомойники, которые в свою очередь отличались по особенностям обработки и подразделялись на виды: черные, обварные, муравленые.
Судьба вятского гончарства оказалась традиционной для большинства российских промыслов: расцвет — упадок — забвение. Причиной этому стало изменение быта, исчезновение многовекового уклада крестьянской жизни.
В 1990-х годах старинный вятский промысел начал обретать новую жизнь благодаря кировскому предприятию «Комтех». В настоящие время ассортимент выпускаемой продукции ООО «Комтех» многообразен и пользуется спросом, как в Кировской области так и за ее пределами. Составляющей успеха изделий предприятия является их высокохудожественное оформление: гравировка и роспись.
Плетение из природных материалов (лозы, бересты, соснового корня, соломы, лыка, камыша и других видов растительного сырья) — как ремесло появилось в России в XIX веке. С тех пор оно не только сохранилось, но и активно развивается в настоящее время благодаря индивидуальным мастерам из разных районов Кировской области, а также предприятиям народных художественных промыслов: ООО «Вятские промыслы», ООО «Азимут», ООО «Центр народных промыслов и ремесел.


Если вам понравилась данная статья,
поделитесь ей, пожалуйста, с друзьями!

Перейти к верхней панели